Пятница, 19.04.2024
НАШЕ БУДУЩЕЕ - МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Путешествия
весенний поход гора Бобрик Мицуль Холмск-Южно-Сахалинск черемша Амбецу море Сахалин мыс Пограничный Пильво поход по морю одиночный поход озера Спамберга Спамберг Шпамберг поход походы Сахалин таежные походы
Блошиный рынок
Со всего мира

Главная » Статьи » Новые походы » да

Анива. Полуостров, маяк и человек.

А зима то прошла, подумалось глядя из окна. Грязные кучки снега по углам, щетина зеленой травки и мощная фара весеннего солнца. "Можно закидывать снегоступы на антресоли, напряжение зимних походов покинуло нас месяцев на семь, впереди прелесть летних походов" - волной прошлось в голове. Зимние походы они суровые, закалистые.  Они делают из нас мужчин и суровых походников, после них летние походы кажутся простыми, приятными почти до курортности.

А начнем мы череду летних блужданий по тайге с тех мест, где раньше всего сходят снега и уже колосятся травы и пестрят красками первые цветы. Славится этим юго-западное побережье, где гордо раскинулся город-моряк Невельск, но тамошние места далековато, а те что поближе слишком обжиты по побережью. В общем эта сторона плавника нам не подходит, можно перейти к рассмотрению другой, более восточной части тела нашей "рыбы". Тонино-Анивский полуостров. И ближе и не сильно отличается по степени освобожденности от зимних последствий от западного собрата.

С 1 по 4 мая страна гуляет. Так сказать образно гуляет, а мы будем без образов, натурально гулять по нашему островному полуострову. Не все было просто в плане освобождения от пут связывающих отдельных кандидатов на поход с обязательствами, которые связывают нас крепкими нитями с обществом, но ведь справились. Семь человек и две машины. Неясный план куда можно доехать на машине довел нас до места обозначенного на карте как "Три камня". Но начнем все же сначала. Наши грандиозные заключались в покорении горы Крузенштерна и гульба до маяка Анива. Оба действа с приставкой "почти". Почему почти? Это потом. На все про все 4 дня. В первый день мы мечтали доехать до Южной Заставы, и опять же почти. За несколько км до нее есть большой стан, там мы и хотели оставить машину, вторая возвращалась в город. (пользуясь случаем хотелось бы сказать большое спасибо Вове за доставку!). Но гладко было на бумажке, а в реальной жизни на Трех Камнях дорога обрушилась в море превратившись в великолепный песчаный пляж и только узкая тропинка гордо продолжала нести себя над кручками (кручами это назвать язык не повернется, но кое какой возвышенный градус имеется).

Выгрузившись с поклажей, мы, на отсиженных ногах, со скрипом двинули наш табор. Места те еще хранили присутствие человека. Более того, японского человека. Японские бетонные мосты, заграждения и даже взорванный проход в скале. Все это дело рук японского человека. Дорога вилась по морю до самой Южной Заставы. Кто не знает это примерно 14 км от Новиково, ну нам удалось проехать еще 3-4 км, итого оставшиеся 10 км до Южной Заставы мы прошли легко. Потом пара с лишним км по большому пляжу после которого и начинается царствие знаменитой "Анивы". С нее родной начинали свой путь в спортивный туризм почти все походники, почти у каждого наготове история, как первый раз он здесь проложил маршрут в лично свой мир походов. Как были истерты в порошок ноги и кровавый след тянулся до самого Корсакова привлекая стаи касаток.

День Солидарности Трудящихся оказался солнечным, как говорят летчики "миллион на миллион", море искрилось под небесным светилом, градус настроения был значительно выше 40. Ветер умерено обволакивал нас, уверенной рукой направляя к югу. Снег уже почти исчез, перебравшись как в газообразное состояние, так и в жидкое, на что прямо указывали вздувшиеся реки. А в очереди на освободившиеся место уже стояли первоцветы и не только. Первым поднял зеленую голову белокопытник, который большинство обзывает "лопухом", а за ним подтянулись первые краски весны - хохлатка сомнительная (синий, сиреневый, и оооочень редко белый), ветровочник Радде (белый как сахар), гусиный лук Накаи (бледно-желтый), белолокрыльник камчатский (белый), симплокарпус вонючий и ряд других представителей флоры местного разлива.

Весенний период внес некоторые коррективы в тропы передвижения. Зимой мы бодро шли по прямой, по линии морского прибоя. Все условия были для этого. Мало снега и замороженный до твердого состояния песок, а так же маловодность речушек, что распоясались сейчас, в первый день мая, от безудержного таяния снегов. Летом не так страшно пересекать водные преграды, ибо жар огнедышащего солнца лишь требует охлаждения, а не протестует против. Так что от "Трех Камней" до Южной Заставы мы выбрали дорогу. Она была не столько правильна в своих изгибах, как побережье, порой загибала такая коленца в местах впадения рек, что эти дуги вполне удлинили наш путь до цели, зато мосты японского происхождения оставались целы, а значит беспрепятственно могли перебросить нас на другие берега.

Немного не доходя до Юж.Заставы быстро пообедали, верней очень быстро не получилось, ибо выяснилось о забытии газовой горелки, но это не важно, главное что газовые баллоны взяли. Зачем они нам нужны? Не знаю, может для уверенности? А что на обед? Мы по зимней традиции взяли куксы, но получше, знаете в круглых тарелках Дощирак премиумный? И есть можно и довольно сытный, всем нравится, почти. Вкусней только японская кукса, но та настолько дорогая, что дешевле вертолет заказать на все те места, которые мы намеревались посетить.

Встретили знакомых товарищей, которые намеревались посетить скалу Гункан, в простонародье Белая. Она действительно сильно отличается по цвету от окружающих скал своим восхитительным белым оттенком. (А вот что касается названия Гункан, то позвольте увести вас в дебри японской словесности. Происхождение названия - судя по всему японское, так как по японски Гункан это "боевой корабль". С южной стороны и правда есть сходство с военным судном, тем более учитывая какие воинственные были японцы в те времена, когда давали название. Два иероглифа, последний из которых один из самых замысловатых в японском. Он состоит из 21 черты из 23 максимально возможных, и таких иероглифов в японском всего то несколько штук. Как это не парадоксально, но слово "гункан" вошло и в русский язык, но не как корабль, а разновидность суши делающихся вручную.) Они нам поведали, что по данным разведки сразу  за ней сошел большой оползень. Места в тех краях крутые и лижущие эти берега волны то тут то там вызывают обрушения и сходы. Мы понадеялись, что путь не перекрыт до основания, и мудрые боги моря оставили нам небольшую щелочку, чтобы мы могли проскользнуть дальше.

Вот таким образом и делом тянулся первый наш день. Мы нежились в лучах солнца и старались не думать, что впереди дожди, во всяком случае так нам обещала синоптическая служба. Но у нас были палатки и газовые баллоны! Так что нам ничего не страшно. Но день еще не кончился, в планах у нас было добраться до бывшей базы ПВО, достигшей уже крайней степени разрухи, но оставившей все же жилой кунг. Точней он остался в наследство от "металлистов", охочих до цветных металлов добытчиков. Медь они выдрали, а будку для жилья оставили. С печкой. Это будет нашей базой на оставшиеся дни, с того места мы будем проводить радиальные выходы в разные нужные нам стороны.

День клонился. Мы понимали что не дойдем. Увидели ребят, что мечтали дойти до Гункана, они поставили палатку в ближайшевозможном от нее месте. Наш запал еще позволил нам пройти немного дальше, но потом он выгорел и мы вернулись обратно к ним, чтобы встать недалеко. Не дошли мы, буквально пару часов. Между делом я и один из параллельных ребят, сбегали посмотреть на тот самый сель, он был как раз за Белой, вполне приветливый малый и согласился нас завтра пропустить далее, за что мы ему оказались весьма.

Три палатки разместились на песке, прижавшись к отвесам, но не страшно, не настолько мощны здесь приливы. Поднялся ветер, затрепетал палатки, а мы сгрудились у огня, который периодически смачно плевался в нас древесными окалинами. Морские дрова не отсортируешь, как в лесу, все на одно лицо, так что приходится терпеть через чертыхания.

Все, кроме дежурных, дружно сушили вещи. Ингины вещи. На маршруте случился у нас казус. Решила она переправиться через ручей сама, да вот лишний вес мешал, она его скинула через бедро и он неблагополучно со свистом полетел в речку, по оной же и пошел на сплав в море, ближе к которому был перехвачен подошедшими основными силами. Так как вкладыш отсутствовал, то внутренности приняли ванну.

От Ингиных вещей и котелка валил пар, сумерки сверкнули в последний раз, установилась ветреная темнота. Инга отлеживалась в палатке под двумя спальниками, остальная группа дружно прохлаждалась у костерка. Засиделись не больно то, тянуло в палатку ко сну. Приступили к нему рано. Ночью еще сильней разгулялся ветрило, он трепал наши крыши, заставляя иногда выскакивать из сна особо резкими порывами, ночь подходила к серым сумеркам.

Утренняя морская прохлада запомнила нас тепленькими и нежными. Такими мы вылезали из спальников, огрубевшими от сурового холодненького ветра стали мы в дальнейшем, в этот день, и то местами. Вышли мы не рано, но достаточно для того, чтобы выполнить все то, что не выполнили пока, но намеревались честно честно. Перво наперво это дойти до базы ПВО (звучит как база торпедных катеров, но такова сюрриалистичная правда жизни, такая база и правда попалась на нашем жизненном пути), мы это осуществили в течении двух с половиной часов. Мощная картина нападения касаток на тюленя потрясла всех. Странность заключалась в том, что мы с Лехой выбились вперед и шли жарко обсуждая проблемы ООН, в то время как напротив нас в 5 метрах, резвились косатки, а вы знаете, что это мелкие, плохо заметные зверушки до 7 метров длиной. Внимание наше было обращено лишь тогда, когда они уже были в десятках метрах от нас. Будьте внимательны, люди! Не только в тайге.

Какого вида побережье? Если говорить о проходимости, то в основном пляжи, песок, но в районе Гункана немного камней, точней сказать после броска на мыс Анива мы бы сказали что немного, есть с чем сравнить. И все равно, в целом доходность до базы близка к беспроблемной. От Новиково до нее родимой 8 с половиной часов мы шли обратно, с обедом. Однако, дойдя до нужной точки, нужно еще с побережья закарабкаться на не пологий склон. Некоторое время искали веревку, говорят она там была. Не найдя порешили лезть как оно есть. Ориентир показывал, что ущелье выбрано верно. Ориентир? Это обелиск погибшим солдатам, он стоит на вершине холма. Как раз он должен оставаться слева и тогда все верно.

Подъем быстрый, а наверху нас ждало плато, которое прежде занимала часть ПВО, за номером в.ч 03287 расформированная 1 июля 1993 года.

Много лет назад она была такой. Ушло почти все в вечную страну праха, но еще стоически держится кочегарка. Крайнее справа здание с трубой. И труба почти цела, даже металлические ступени на ней почти в порядке. И вжатый в склон серо-белый монстр, на самом дальнем плане. Эта бетонная коробка простоит дольше всех, когда уже на этом месте заколосится буйная тайга, оно все еще будет пугать своими пустыми глазницами забредших в дикий лес походников.

Спуск к морю тогда был окультурен лестницей, это сегодня там даже захудалой веревки нет, а в те далекие годы...

Застали люди и мгновение. Фотография сделана примерно с плаца части. Она и сегодня еще железобетонно твердая и ровная, лишь по краям густо поросла травой. Вглядитесь в эти лица, эти люди жили там, служили, они еще совсем не старые, фотографии может быть всего то лет тридцать. Хорошо заметен тот самый ориентир за спинами солдат, обелиск.

Это именно обелиск, а не могила. "«Нижепоименованных военнослужащих войсковой части 03287 «Гора Крузенштерна» (1. Лейтенанта Асочакова Николая Михайловича, 1952 года рождения. Место рождения: с. Аскиз Аскизского района Хакасской автономной области; 2. Рядового Матвеева Игоря Гордеевича, 1954 года рождения (27 июня). Место рождения: с. Новиково Мартунинского района Алтайского края. 3. Рядового Медведева Александра Алексеевича, 1953 года рождения (11 ноября). Место рождения: рудник Спокойный Агинского района Читинской области.), унесенных 4 сентября 1974 года штормовым ветром в залив Анива в лодке во время следования к месту отлива для сбора рыбы для личного состава подразделения, на основании показаний очевидцев того же подразделения полагать безвестно отсутствующими. Лодка с потерпевшими, уносимая юго-западным ветром (скорость ветра 20 – 25 м/сек) в сторону пролива Лаперуза, при волнении моря в 2 балла потерялась из виду в связи с туманом в 12 км к северу от крайней точки мыса Анива и в 400 – 500 м от западного берега мыса." Вот ведь судьба...родиться в селе Новиково и погибнуть рядом с селом Новиково, только за тысячи километров от родного Новиково. Вечная память..

И последний заход в историзм. Как раз сфотографировано с точки, куда сегодня возможен доступ, к тем шарам проход уже закрыт, больше полугода. Восстановили точку ПВО, что очень хорошо.

Эта фотография была сделана уже давно давно. Семидесятые, может начало восьмидесятых. Все еще целое, и не только на Крузенштерна..

Мимо разрушенных уже почти до основания домов, почти целой кочегарки и бетонного здания, где сидели на боевом дежурстве связисты, планшетисты, "алмазисты" мы прошли к жилому кунгу и "почте России". Ага, стоит там шишига, т.е ГАЗ-66 с будкой на которой семафорными буквами разрисовано то самое про почту и Россию. Стоит уже довольно давно, еще в декабре она там точно была нами замечена, почти полгода назад.

За малым остановка. С этого места мы будем жить, много и далеко. Начнем прямо сейчас. Бросив вещи, налегке мы покарабкались в гору. Прямо до пупка Крузенштерна нам не дойти, вы помните, там сейчас точка ПВО, но ближайший отросток вполне открыт для посещений, ниже он чуть совсем, поэтому обиды нет, здесь главное выйти на сам хребет. Вот до него путь хоть и недалек, но крут, как у перепелки яйца. Дорога делают полупетлю, прежде чем закряхтя, оказаться на хребте, который "то взлет то посадка" набирает высоту до искомых где то 650 метров над уровнем моря плещущее почти у самых ног.

Тяжело было нашей девушке из Казахстана, в итоге ноги себе стерла изрядно, но она крепилась и ни звука стона не донеслось с ее стороны. Не ходко, но постоянно мы продвигались вперед. Я, немного срезая путь по более которая менее петлястая дорога, познакомился с местной лисой. Она по деловому, неспеша, как полагается леди, вышла из кустов, подошла с намерением произвести таможенный обнюх, но так испугалась моего фотоаппарата нацеленного на него, что рванула со всех лап. Но не думайте что она сильно то испугалась, после еще подружку привела и они нас вдвоем окучивали на базе.

На верхах задувал холодный, пронзительный ветер. Он забирался во все щели и морозяво щекотал. Стремясь занизить воздействие его, мы иногда жались на подветренную западную сторону. Это продолжалось примерно половину пути, затем, по словам Сашки, "в лицо как будто феном дунули". Теплый, ласкающий ветер затянул с юга. И завязалась борьба, то холодный ветер как из холодильника, то как будто откроют духовку, часа через два они перемешались и перемещения воздуха приняли некую среднюю температуру между первым и вторым.

А пока мы шли, в глаза кидалось то, что места эти значительно раньше освобождаются от снега. Вокруг, по сопкам снега уже почти не было, в отличии от более северных районов, даже не намного. В тех же горах близ Южно-Сахалинска снегом было завалено все по самое...в общем вам по пояс будет. Бурно начинала подниматься зелень, скоро здесь будет такая трава, заблудиться можно.

По самому хребту привычно тянулась старая дорога, что раньше служила путем сообщения с точкой ПВО на горе Круза, как ее ласково сокращенно зовут. За ней уже давно не ухаживали, но до поры до времени ее спасает расположение. На самом верху она меньше подвержена разным видами эрозии - водной, ветровой. В последние годы она стала показателем удали для тех, у кого есть джипы. Есть такой класс, который разрушая доказывает что он вот такой сильный. Вся сила только в уничтожение уходит. Убиваются речки, растительность и все сопутствующие. Омерзительный способ самоутверждения.

Взяли самый крутой подъем, а за ним уже и цель. Мы вышли на ближайшую точку, до которой возможно продвижение. Дальше запретная тема. Видно было как из дома выскочили 4 человека. От них оторвался один - "С собакой" - кто-то твердо и убежденно заявил - и пошел в нашу сторону. Мы же не стали дожидаться пограничника или ПВОшника. Фото на память, восхищенные взгляды сверху на вас и обратный путь.

Немного полудетективной истории думаю не помешает. Все дело в лени. Наверное в моей. Есть на дороге к Крузенштерну одна точка позволяющая сделать резкую обрезку длинной полупетли, что позволяет сэкономить все что только можно.  Сверху хорошо видно основной лагерь, окружающие леса и поляны, холмы и речушки. Одним словом ориентиры, по которым предстоит в итоге выйти. Нужно лишь сделать небольшой траверс, спуститься по периферийному хребтику, сделать некрутой поворот направо вместе с ручьем, затем отклеиться от него еще более направо, но чуть, по направлению к замеченному ранее ориентиру - неравнозначно двугорбому холму, чтобы проскочить аккурат между двух его холмов, где уже не пройдешь мимо ручья что буквально через 150 метров выведет вас прямо к заветному кунгу.

Так вышло, что разделились мы на две группы, по три и четыре человека. В каждой из групп были свои вожди, опытные туристы. В одной Женя, в другой я. Наша группа в силу обстоятельств первая встала на скользкий путь сокращения. Мы прошли, спустились, съехали на задницах по снегу, завернули, вошли и дошли. Итого это у меня было второй раз, первый был в январе, том самом, почти бесснежном январе с.г. Что первый раз, что повторный проблем не возникло. Слишком все было на ладони, как мне показалось. Второй группе, в лице Жени, я рассказал коротко на пути туда, как, при желании, можно сократить путь, хотя мне до этого, зимой, никто ничего не показывал и не рассказывал.

Мы не сильно торопились, некуда было, времени было еще столько, что хватило бы даже на безделье. Мы с чувством отдались катанию по снегу, уклончик, я вам скажу, идеальный для этого веселья, не больно крут и не настолько пологий, чтобы волочиться на попе как дохлый рысак. Избороздив выпуклостями своими снежник, лицом к лицу оказались к овражному ручью уходящему в море с левым отворотом. Чуть наискосок, через легкий бамбучок, мы прорезали путь к видневшимся буквально в нескольких сотнях метрах пологим холмам, за которыми в общем то и был наш дом, пусть и временный. Уже  на середине пути мы услышали и увидели громких спускающихся из второй группы, они были в минутах от нас, неслись по снежнику. Трудно было предположить, что у них возникнут трудности по ориентированию. Но они встали во весь рост. До сих пор для меня это загадка. Женя опытный спортивный турист, почему он их повел правее, в густой бамбук, по пересеченке в лес, чтобы выйти к базе только через час после нашего прихода? Все бывает, но обида за блуждания, ссадины,  усталось вылиласьу них на меня. Выслушал я конечно, и зарекся.

Тем не менее все было вполне культурно и все вроде успокоились и даже сели играть в "Контакт", замечательная игрушка на интеллект, взаимопонимание и лингвистические познания. Было немало феерических ходов доставившим всем, надеюсь, удовольствие. Так что несмотря на случившийся казус с заблудкой все разошлись спать довольные. Мы в кунг, Даша, ее подруга и Женя в палатку. Спали сочно, подустали, а нужно было отдохнуть так, чтобы назавтра сбегать на маяк мыса Анива, пусть и налегке, так и путь не близкий - 12 с половиной туда и угадайте сколько обратно, так что 25 км все равно выходило.

Народ вообще не жаворонки, встали поздновато, вышли тоже не с восходом. Ах да, забыл предупредить, пошли далеко не все. Леха давно не ходил, у него ноги подстерлись, подруга Даши тем более, а Даша осталась из солидарности. И пошли мы вчетвером.

Мертвый сивуч лежал на том же месте. Налегке мы ходко шли на юг по берегу моря. Первые километры по заливу и вот мы на мысе Слюда.

Требуется сказать, что задерживали нас в пути только красочные водопады. Они, естественно, в эту пору были многоводными, а от того особенно заманчивы для осмотра.  Больше поводов для задержек не было, все члены нашей группы были сильными, выносливыми, так что мы неслись вперед быстро. Прошли и речку Слюда, где окрестности завалены камнями. А после них открылось замечательное песчаное побережье, что привело нас к первому месту легко отдыха. Это был рыбацкий стан, естественно еще пустой. Долго не засиживались и стартанули дальше. Через непродолжительное время начались красивейшие скалы, уступы, на которых  теснились ели. Хотелось идти среди всего этого великолепия вечно. Тем более, что плотный песок позволял смотреть не под ноги, а пялиться высоко задрав голову на близкие отвесные скалы. Так продолжалось несколько километров, но...резко начались камни. Спасала нас наша легковесность, а так же то, что из четверых трудно было вычленить слабое звено, все подготовленные и мощные, лишь Инге не хватало немного длины ног, чтобы идти по камням наравне с мужиками, но лишь чуть чуть.

Мы скакали как олени и только вперед, ибо больше и некуда, слева невероятно отвесные склоны, с другой стороны море, а назад нам еще было рано. Все стремились увидеть маяк Анива, большая часть группы впервые. Ну да, мы знали, что до него не добраться, но с метров 200 вполне налюбуемся.

Цокая копытами, оставляли постепенно позади каменную дорогу. Камни были не номинальны. Это были приличные валуны, на которые приходилось прыгать по взрослому.

Плавник рыбы-Сахалина все сужался и все реже встречались водянистые ручьи, ведь площади сбора воды было недостаточно. Уже буквально за считанные сотни метров за скалами бултыхалось море. Несмотря на такую близость, скалистость была и мощной и крутой склонами.

Все еще обладая мощью и силой, мы быстро приближались к маяку, его уже стало заметно, хоть он и нырял от нас периодически за выступы скал. Мы знали, что ненадолго и вот вот мы достигнем крайней точки.

Последние десятки метров требовалось аккуратно проползти по скалистым уступам, чтобы зайти за небольшой поворот и узреть  величественное, хоть и не природное, творение. Здоровенный маяк 1939 года постройки явил нам свой близкий лик. Мы подобрались настолько близко, насколько  неуступчивая скалистая поверхность нам позволила.

Сбылась наша идиотская мечта в начале мая 2015 года. Мы дошли, своими ножками. Пусть не побывали в его чреве, зато заслужили его вид в упор своим трудом и настырностью. И пусть будет немного неловко тем, кто так легко достиг его прелести на моторных лодках, затратив лишь хрустящие купюры, но не собственные, истертые ноги.

С чувством самого глубинного удовлетворения, пустились в обратный путь. Это уже был более затруднительный путь, в конце которого мы поняли, что устали.

Оставшиеся товарищи непринужденно сидели у костра, который трещал поленьями настолько вхолостую, что выбесил меня изнутри. Не кипел чайник, не трясся котелок от буйного кипения воды. Граждане поплевывали в костер, вяло кивая нам головами, прибывшими к этому бесплодному на приют месту. Мне даже немного стало жаль, что медведь, проскользнувший мимо, в пятидесяти метрах, несколько часов назад (суля по следам), не посетил эту богадельню и не разворошил ее.

Категория: да | Добавил: sakh10 (05.05.2015)