Пятница, 29.03.2024
НАШЕ БУДУЩЕЕ - МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Путешествия
весенний поход гора Бобрик Мицуль Холмск-Южно-Сахалинск черемша Амбецу море Сахалин мыс Пограничный Пильво поход по морю одиночный поход озера Спамберга Спамберг Шпамберг поход походы Сахалин таежные походы
Блошиный рынок
Со всего мира

Главная » Статьи » Мои статьи

"От можа до можа", потому что Спамберг.
ОТ "МОЖА ДО МОЖА", ПОТОМУ ЧТО СПАМБЕРГ.
Часть первая - лирическо-описательная.
День первый.

С приходом на Сахалин марта-апреля активизировались зимние походы. Снежно, но уже тепло.

Внесли и мы свою лепту в развитие сахалинского туризма в эти ласковые апрельские деньки.
Далеко все было не просто в нашем желании вырвать себя из цепких лап цивилизации на эти несколько незабываемых дней, но это случилось.
10 апреля с.г наша малочисленная группа из двух человек, состоящая из автора этих строк и девочки Жени, поездом добралась до Фирсово, который умудрился опоздать на полчаса.
Оригинальный перрон станции Фирсово состоял из снега по колено. Пока мы обували лыжи, другие пассажиры, высадившиеся там же, бурно комментировали наше решение сходить на Спамберг - "Да я даже в лучшие свои годы..." порыв ветра разорвал его фразу на полусмысле. К счастью, контакт с цивилизацией на этом для нас и закончился на целых 4 суток и 1 час 45 минут.
Шел легкий снег, закончилась вскоре очищенная от снега дорога, упиравшаяся в рыборазводный заводик. Путь наш лежал по левому берегу р.Фирсовка, по еще угадываемой под снегом дороге.
Настроение, погода, ноги, здоровье, спина, потенциальные мозоли - пока все было на высоте, все как обычно. Из достопримечательностей в этом районе только остатки японской плотины и мини-избушка-засада на медведей. (см. фильм).
Вышли прямо на реку и пошли по ней. Встретили японские бетонные "быки", стоят как новые. Сразу за поворотом открылась огромная "стена", с большим "зубом". Величественная такая картинка, и всего то в 2 часах хода от Фирсово.
Практически внезапно заискрился снег, на авансцену вышло солнце. Градус настроения подпрыгнул, тем более что мы уже подошли к развилке, по которой нам предстояло уйти налево, где мы нашли большую поляну с побитыми, но ясно различимыми стеблями Лилии Глена. Здесь же отметили первое падение Жени.
Состояние снега было удовлетворительное, лыжи не проваливались, шли легко. Я уже начинал смутно надеяться, что в этот день получится заночевать за Кутузовским перевалом. Кстати, фамилия речки, по которой мы шли была Ломоносовка.
Суть да дело, подошло время обеда. Долина реки встала поперек всем ветрам костью в горле и поэтому ветроотсутствие и припек солнца заставил нас разоблачиться до термаков. Пока в костре закипала вода, мы еще умудрились поваляться на пенках под солнцепеком, набираясь сил в канун наших подвигов.
После обеда, повторяя немыслимые изгибы реки, мы потянулись к хребту Шренка, в одном узком месте, в котором, чтобы протиснуться требовалось нежирное тело и легкая отчаянность, был замечен след от предыдущей группы, в виде двух спиленных веток. Снег еще радовал своей несгибаемостью под апрельским солнцем, еще пока радовал..
А вот солнце не радовало, под шумок оно все быстрей сваливалось к горизонту, напоследок осветив нам выпрыгнувшую справа гору Рудановского (924 метра). "Ого" - восхищенного выдала Женя, окидывая ее жадным, плотоядным взором.
Восхитительный пик, сверкающий под лучами светила, окаймленный черным пояском.
Вздохнул ветер, предсказывая близость перевала. Ближе и ближе, вот уже до него 300 метров. (Эти сотни метров еще дадут о себе знать. И всему виной моя расхлябанность. Нет, в следующий раз будем вводить децимацию для ужесточения дисциплины). Но день то заканчивается, а где ночевать за перевалом? Есть ли там хоть мало мальская площадка поблизости? А как с топливом? У нас то нет газа, мы пользуемся только дарами природы - дровами.
В общем, я принял волевое решение, остаться на ночевку перед перевалом в 19ч30м.
Мы утоптали снег, сделали каркас крыши из спиленной рябины, заложили лапником, закидали снегом. Вот и готов дом. Костер развели на плотике. От ужина мы практически отказались. Попили чай, я съел небольшой кусок пирога с рыбой. Залезли в домик и уснули. Сверху по взрослому бушевал ветер, слышно было шуршание снега по крыше. Но мы уже этого не слышали, мы спали.
День второй
Как же сладко спалось под улюлюкание ветра. Настолько, что мы, точней я, если быть нескромным, проснулись без десяти девять.
Решение пришло сразу. Упаковать вещи и без завтрака выдвигаться за перевал. Вещей у нас было мало, в мобильности наша сила, в движении наша жизнь.
А с утра жизнь не улыбалась. Ветер хлестал нас по щекам, снежные заряды налетали один за другим, свежевыпавший снег забивал кошки на ступах и мягко уходил под нашим (особенно моим) весом, что делало движения вялыми и ленивыми. На вершине перевала бесновался небольшой шторм, Женя так вообще была готова улететь в любую минуту под его порывами.
Спасаясь от настойчивой докучливости ветра мы оказались в притоке Кутузовки. Окружающие склоны удивляли нас наддувами и заставляли задуматься о лавинах, а их следы мы периодически встречали в виде следов схода и мини-эверестов снега.
Предсказуемо Кутузовка вывела нас на Найбу, великую сахалинскую реку, которую потихоньку загибают, говорят уже несколько лет не проходит в верховья горбуша, хотя раньше она это проделывала на раз, да и планы сруба местного темнохвоя уже вынашиваются.
Мы любуемся скальными выходами невероятной красоты (см фильм) и ходко продвигаемся вниз по течению, по плану нам нужно выйти на р.Пожарскую.
Отсутствие завтрака подкосило нас на обед. Все было по отработанной схеме. Подготовка плотика, вода, костер, еда...а потом нас немного разморило на солнце и мы уснули. Вот в чем отгадка загадки, почему СПОТ отображал столько времени столько точек в районе пятака, как будто мы ходили вокруг да около. Спутники ведь каждый раз дают немного другие координаты.
Послеобеденный сон пошел на пользу и мы ходко продвигались по Найбе. Наст был отличным, виды прекрасными, а Пожарская близко. Она тоже не вызвала трудностей, полтора км и мы повернули в ручей, на повороте была замечена береза с вколоченным в нее изолятором.
По ручью мы прошли совсем немного, нашли прекрасную ель, под которой оказалось относительно немного снега и мы встали ночевать в 18ч30м. День лени, только так можно его было назвать.
В этот раз способ ночевки был несколько иным. Выкопали яму до земли, метра полтора, что заняло 40 минут. Копали снегоступами, от лавинной лопаты отказались в целях экономии веса и объема. Внутри развели огонь, сделали чай, отдохнули, потом еще немного отдохнули и пошли по делам. Рубить ольху на крышу, собирать лапник на кровлю, таскать дрова на вечер.
Потрескивает костер, над нами надежная крыша из лапника, теперь никакая метель нам не страшна! Уют и покой поселились в нашей берлоге. Завтра мы уже увидим предгорья Спамберга совсем близко, по прямой каких то 6 км.
День третий
В этот день мы не отказались с утра от чашечки кофе и свежеиспеченных круассанов в виде черного чая и печенья.
Наша цель Минаевский перевал и за ним река Китай, которая соседствует с рекой Русской. Видимо названия давали в начале 50-х годов, когда "русский с китайцем братья навек".
Начинали движение на лыжах, но через метров пятьсот уже пришлось переходить на ступы. И около километра мы хлебнули снега, который затягивал и пугал своей сковывающей силой. Тонула даже Женя с ее 45 кг, моя туша в 85 кг вообще была вне конкуренции. К нашему выдоху облегчения ручей становился все более пологим, а снег все более плотным, что в итоге вылилось в выход на периферийный хребтик, на котором был "зачетный" наст. Перевооружившись на лыжи мы вдоль по минаевской проскользнули на одноименный перевал.
Именно с него мы впервые смогли обозревать желанное тело почти Спамберга, а точней прикрывшего его собой г.Якутской.
Ай как близко, и как далеко он от нас..
Но ближе к делу, ближе к телу. И мы выдвигаемся по очень приятному кулуару, чей склон и качество снега были просто идеальны для спуска даже на наших простолыжах. Как я вновь пожалел что мы идем не на бэккантрях с камусом.
Очередное падение Жени завершилось сложно сочиненным изящным матом, что отразила моя кинопленка, так что не пропустите, смотрите фильм!
Прошло немного минут и мы выехали в долину реки Китай. И тут же в лоб ринулись на склон, чтобы поперек выйти на Русскую, до которой было не очень далеко, и если верить изолиниям карты, не круто. Карты врать не будут, говорила моя знакомая цыганка. Крутым оказался только спуск к притоку Русской, а сами верха порадовали редкой растительностью и плотным снегом. Так что выход на Русскую проблем не представил, но в следующий раз я все же пойду иначе немного.
А вот крутые берега Русской оставили всякое желание штурмовать их, тем более в наказание мы остались без обеда и лишних сил не было. Решено было пройти вниз по Русской до места слияния с Чеховкой и уже оттуда идти вверх, до заветных Шуйских водопадов.
Сильно порадовал ГПС, который скостил место слияния аж на 200 метров в нашу пользу. А в тех условиях каждые сто метров это весомая прибавка, или убавка, как в нашем случае. Снег пошел дюже трудный, раскисший и липкий. Мы уныло тащились по нему понимая, что никакой голубой вертолет за нами не прилетит, только ножками, только сами.
Все вокруг поражало своей нетронутой дикостью, тайга была девственной без преувеличения. Никаких следов деятельности животных под названием человек. Даже сквозь усталость восхищение природой не умирало, как это порой бывает в измученном организме.
В 18ч20 встаем на ночлег, ибо предстоит долгая подготовка, а мы еще не обедали.
Попытки отыскать поменьше снега привели к тому, что нашли только двухметровое покрытие под основательной елкой, вокруг нее мы так и не смогли достать до земли.
Не передать ту грусть, с которой мы начинали копать яму под ночевку, обязательно нужна была яма, чтобы отдохнуть перед штурмом, обсушиться перед костром, погреться. Снег был очень плотным и тяжелым почти до самой земли. Мы вгрызались снегоступами в него, врывались руками, выпихивали ногами. Боролись не на жизнь просто, между делом философствуя, какой же это замечательный мотиватор желание выжить, ведь дома порой лень оторвать филей, чтобы сходить на кухню за едой, дома ведь не нужно выживать. Как это не удивительно, но яму мы осилили в 50 минут, правда сил на это ушло..но не столь много, чтобы не радоваться жизни дальше. Яма вышла в полный профиль просто..катакомб какой-то.
Сделали крышу, немного дров натаскали и замечательно устроились на своей третьей ночевке.
А ночью жахнул мороз градусов немного ниже -10, нет, мы не замерзли совершенно, у нас отработанная система отопления. Вечером несколько часов в углу горит костер, потом головешки вручную выкидываются вон, угли запихиваются в боковую стену, на место костра укладываются полешки какой нибудь ольхи, на них укладываются ноги в спальниках, а все остальное тело дальше, на пенке. А вот настик этот мороз уложил знатный.
(в фильме подробней раскрою все эти картинки)
День четвертый
Миллион на миллион - именно так началось утро. Т.е солнце во все небо, мороз и надежда на Спамберг, а между делом завтрак.
Почти сразу мы зашли в ущелье, именно там последний раз послал свой привет спутникам наш СПОТ, чего мы, на тот момент, не знали.
Но как же было невероятно прекрасно в этом райском уголке. Хоть в малой степени я попытался это заснять на видео.
Крутые склоны со всех сторон откровенно пугали, а вот и тупик в виде Шуйских водопадов.
Какой злой дух горы заставил меня лезть по склону тут же слева? Всего то и нужно было вернуться на две сотни метров назад, чтобы пойти по ручью вверх, крутому, но не настолько, чтобы полчаса лезть в час по чайной ложки, а потом ползти по не самому удобному склону, хоть и не смертельно, но ведь был путь более выгодный в плане энерго-времезатрат.
Выйдя на вершину (650 метров) мы и увидели главную вершину. Прекрасное зрелище, что там говорить. Мы были на прямой дороге. Не было больше спусков, крутых подъемов, дорога была относительно проста, от силы часа на три, но время...А на завтра еще и дождь передавали ведь.
В общем мое плохое знание местности, безалаберность, неправильный расчет и получасовое опоздание поезда не позволили мне рисковать хоть в какой то мере. Мы развернулись (11ч50м) и пошли по долине реки Новоселовки и это был еще далеко не конец истории, ведь Спамберг это не пик Чехова, и дойти до Ранчо - это не поле перейти.
На снегоступах пошли пахать верховья реки. Немного ниже перешли на лыжи, которые пока катили по остаткам утреннего наста. Время подходило к трем, мы прошли резкий поворот реки к западу и встали на обед. В этот день солнце сошло с ума, ощущение, что на тебя направили  рефлектор. После обеда я почувствовал что у меня болит нос, оказывается он сгорел! И сейчас я сижу красный как помидор не только от стыда, что я не довел до Спамберга.
Отобедали на ура, меньше чем за час управились. Буквально сразу после обеда, когда мы вышли в боевой поход, встретили следы небольшого медведя. Видимо неопытный топтыгин сделал берлогу не там, где ее нужно было строить и ее подтопило, что заставило его вылезти раньше срока.
Из животных мы видели только зайца, остальные "люди" старались не попадаться на глаза, хотя следов море, и росомаха и лиса и енотовидная собака.
Тем временем снег стал садиться и лыжи тонули в нем как проклятые, скорость упала ниже некуда, а вскоре мы зашли в подобие ущелья, река угрожающе урчала под снегом, а местами вырывалась из под него грозя смыть последние снежные мосты, что грозило нам почти остановкой, ибо обходить непроходы через непролазные кручи - это надолго, а скорость потока вряд ли оставляла шанс перейти его в брод. К счастью, мосты были везде и мы удачно прошмыгнули это опасное препятствие. Вроде уже скоро и желанный Ястребок, но и сумерки не за горами. Принимаю решение встать на ужин до темна, а глядя на небо, ясное и чистое, надеюсь на скорый морозец, а значит и наст. До Ястребка не дошли буквально метров 400-500.
Завели костер, утоптали тут же площадку под пенки. Поели и залегли отдохнуть в спальниках. Луны не было, и на небе высыпались звезды, на которые можно смотреть вечность. А под спальниками так хорошо, тепло...так хорошо, что не заметили как уснули, я еще в 12 ночи открыл глаз, зафиксировал звезды и опять уснул.
День пятый.
Разбудил меня дождь, легкий и опрятный, который стучался нам в спальники, робко, неуверенно настолько, что даже к шести утра не пробил спальники.
Мы уже сами подскочили, закидали вещи в рюкзаки, обули ступы, но мы быстро их сняли, на лыжах шустрей выходило, и с фонарями во лбу пошли по темноте, но недолго, через полчаса уже засерело небо и пришел день, дождливый. Но мы были сыты, выспавшиеся, знали, что через несколько часов будем в Ранчо, а потому настроение было.
Но эти петли просто вымораживали. По ГПС проходишь 600 метров, а по прямой на Ранчо 40!
Вот показался первый "бык" от старинного японского моста. Странно было его видеть в дикой тайге, до ранчо еще 3 км по прямой, а с этими извилинами все 5.
Срезать путь? Там такие кручи, а там где их нет там есть рыхлый снег в лесу, по реке он был значительно плотней, хотя я все равно постоянно проваливался, так что Жене приходилось постоянно меня поджидать.
А вот и первый сюрприз в виде смытых "мостов".
Ныряем в воду, выныриваем, вскоре процедуру повторяем, итого четыре раз, особо впечатлил последний раз, но мы почему то не умерли и даже сопли отказались идти в дальнейшем и даже более того, после таких походов обоняние обостряется, а после этого выхода я себя вообще почувствовал собакой. Уже в машине меня ошеломил набор запахов, которые я ощущал как будто читал книгу, даже запах колбасы, которая была в пакете в закрытом рюкзаке за задними сиденьями. Дома я с удивлением "читал" запахи, но через пару дней это явление уже почти прошло, а жаль... Мы шли 5 с половиной часов в дождь, ныряли в воду, но никто не заболел и даже не чихнул и по сию пору.
Ранчо - мы пришли. Вышли в 5ч50мин, пришли в 11ч20мин. Наши блуждания закончились.
Игорь с Наташей приняли нас радушно.
Через несколько часов приехал муж Жени, который ждал нас в Новоселове, куда нас на снегоходе докинул Игорь. Вот и все.
Mea culpa что мы не дошли совсем немного до вершины.
Категория: Мои статьи | Добавил: sakh10 (15.04.2013)
Просмотров: 1052 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.5/4
1 sakhtravels
Итак, зимнее покорение Спамберга проблематично - местный камуй его охраняет от посторонних, что ли?

2 sakh10
Да это моя вина, во первых, во вторых многое было непонятно по карте, теперь я знаю что там к чему и немного скорректировал маршрут на следующий год. пройдем.

3 sakhtravels
Ну теперь зимний маршрут в те края - явно на следующий год! Ничего, опыт появился, и анализ предыдущих ошибок, надеюсь, будет способствовать благоприятному исходу следующей попытки.