Суббота, 20.04.2024
НАШЕ БУДУЩЕЕ - МОЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Меню сайта
Путешествия
весенний поход гора Бобрик Мицуль Холмск-Южно-Сахалинск черемша Амбецу море Сахалин мыс Пограничный Пильво поход по морю одиночный поход озера Спамберга Спамберг Шпамберг поход походы Сахалин таежные походы
Блошиный рынок
Со всего мира
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Еще походы » летние

Велопоход (август 2014)

Велопоход 21-26 августа 2014.
Грустный рассказ с оптимистичной нагрузкой с фотографиями.
Здравствуйте, столица моей Родины это Южно-Сахалинск, естественно малой Родины. Город находится в центре хвостового плавника, что и хорошо и плохо. Хорошо, так как можно ехать в путешествие во все стороны, плохо потому что-то до любого из четырех сторон моря, нужно все таки ехать. Обычно это делается на транспортном средстве с четырьмя колесами и мотором. Оно исправно доносит своих пассажиров до любого выбранного побережья, либо на восток к холодному, но чистому Охотскому морю, либо на юг, к тепленькому, но мутноватому обрывку Японского моря - Анивскому заливу, или на север, где все так же раскинулись все те же холодные, как пламень отвергнутой любви, воды Охотского моря. Остается еще и западное направление, оно знаменито полным сочетанием теплого и чистого. Из этого объяснения как минимум можно заключить, что живу я на острове, удивительным образом похожим на рыбу, где мозгом является город Оха, желудком город Углегорск, а мой город Южно-Сахалинск оккупировал хвостовой плавник. 
Однако сегодня наш рассказ не о географии в академическом смысле этого слова, а в прикладном ее варианте. А не махнуть ли нам на велосипеде по плавнику до самой осиной талии нашей рыбы? Вот примерно так я и подумал. И пока не испугался своей мысли, сел на велосипед и поехал. Путешествие вышло на славу, хоть и довольно короткое, меньше 400 км, 5 ночей и 6 дней.  Начнем потихоньку.


Давно известно, что большая дорога начинается с маленького шага. Нужно только иметь немного уверенности в своих силах и достаточное количество тушенки, чтобы пережить эту дорогу. Не лишним будет палатка и спальник, а так же туристический коврик, в народе говоря: "пенка". О, я уже начал перечисление всего того, что тряслось со мной всю дорогу по ухабам на багажнике или в рюкзаке, а так же в подрамной сумке велосипеда. Не помешает немного продовольственной безопасности в виде круп, печенья, конфет, сахара, хлебушка, сгущенного молока и наличной валюты, ведь по пути встретятся магазины. Запасная футболка, футболка с длинными рукавами, которая послужит нам почти пижамой и штаны. И куда ж я без своей куртки "Сивера". Фонарик на велосипед, он хорошо служил и как люстра в палатке. Толстая книга о технологиях "оранжевых революций" (модный тренд, что поделаешь), и небольшой рассказ Сэлинджэра "A Perfect Day for Bananafish" (весь мозг мне переломал попыткой понимания многовекторности передачи смысловых нагрузок через литературные приемы на английском языке), два котелочка, две пластиковые бутылки по полтора, фальшфейер, кружка, ложка, нож, дровяная печурка (560 грамм), запасные камеры, ключи, ремкомплект, насос, масленка, очки велосипедные, фотоаппарат, два телефона, спички, зажигалка, тапочки, носки теплые, маленькое полотенце и мыло. 


Вот и он, непередаваемый миг исхода из базы. Побрякивая скарбом уютно разместившемся на багажнике я покатился в свое "кругосветное путешествие" - из Южно-Сахалинска в Южно-Сахалинск, хоть мне и не быть начальником Чукотки. 
Непередаваемое это чувство, когда ты еще рядом с домом, ты еще не порвал эту нить близости с родным очагом, и тебя волнует раставание с ним, что ты скоро будешь предоставлен только себе, где то в сотнях километрах от родных пенат, пусть даже в этот раз это случится не глухой тайге, а среди людей, это чуть менее пугающе, волнующе, и все же тоже будоражит и в какой-то мере страшит. Не буду врать, что я бесстрашный, и не пугает меня треск ломающихся деревьев вставших на пути перепуганного медведя, когда он унюхал твое приближение, не ухает вниз сердце, когда среди ночи недалеко раздаются непонятные звуки, или не пролетает мимо булыжник с нависающего склона. Но не будем предвосхищать события, я еще еду по городу. 


О, как сильно отличались - выезд и прибытие в город. Какие же они были разные, ой, опять забегаю вперед. 
Первым этапом путешествия я наметил достижение западного побережья. Для не местного зрителя здесь требуется небольшая справка. Столица западного побережья это город Холмск, вероятно второй по численности город Сахалина. Из островной столицы до него 90 км по дороге, которая ленится залезать в горы и по возможности старается их обогнуть по долинам, лишь в конце неохотно штурмуя небольшой перевал. Но это в наши дни, раньше, сами знаете, люди были не мы, богатыри, и существовала другая, более короткая дорога, но через коварные горы. Они не очень высокие, и до 800 метров не дотягивают, но очень сильно изрезанные. Этому способствуют породы из которых они сложены. Они рыхлые и легко подвергаются эрозии, поэтому склоны долин и распадков крутые как в Альпах, что сильно затрудняет проведение дорог в этих  местах. Тем не менее японцам, которые 40 лет занимали Южный Сахалин, удалось пробить там и шоссе и железную дорогу. В 1982 году, в сентября, на Сахалин обрушился "Филис". Даже сегодня, через 32 года! При упоминании этого имени, любой сахалинец невольно вздрогнет. Таких дел натворил. За три дня на наши головы упал полугодовой запас воды, а нужно сказать, что для Сахалина он и так немалый, значительно больше, чем в европейской части России.  Вот дорогу и закинули, правда с тех пор как благосостояние повысилось и народ подсел на джипы, она слегка ожила через это, где то в среднем машин пять в сутки по ней проходит. Железная же дорога дотянула до 1995 года. А жаль, очень красивая дорога! Такие петли на ней японцы закрутили. Вверху мост, потом дорога уходит в круговой тоннель, который выходит аккурат под мост. "Чертов мост", потрясающее зрелище. Целый каскад тоннелей, балансирующие рельсы над кручами...теперь все это в истории. 


Прошу прощения за этот небольшой экскурс необходимый для разъяснения того, чтобы было понятно что за дороги будут у меня впереди. Старая Холмская дорога, так ее будем звать, впадает в итоге в Новую Холмскую дорогу у деревни Пятиречье, от которой до портового города остается примерно треть расстояния по прекрасному асфальту. Но здесь другая история...все дело в том, что до моря есть и другой путь. Давным давно, когда власть была немного понародней нынешней, при "коммуняках", основную трассу решено было пробить не до Холмска, а до Яблочного, что немного северней первого. Работа закипела, широкое шоссе ринулось в сопки, к морю. Великолепный асфальт, мощные мосты. Вот только страна закончилась, а вместе с ней и шоссе, которое ушло в никуда...но вот об этом поговорим, когда подойдет черед. Не удержась скажу лишь, что это удивительно, странно, когда широкая, асфальтированная дорога заканчивается ничем, но потом, все потом. 


Тем временем, мой караван в единственном числе, тянулся через весь город к северо-западной окраине, где распростерлось бывшее село Дальнее. Достигнув его, на моем велокомпьютере обозначилась цифра "12". К слову, торжественный выезд от родного порога состоялся поздно, в 14.30 (и вновь отклонюсь от основной нити, чтобы внести немного ясности. При длительных выходах на лоно природы я всегда перевожу время на своих хронометрах на час вперед, а со следующего года, придется даже на два часа, так что все время, обозначенное в рассказе, убегает на час вперед от общепринятого на Сахалине и Южных Курилах). Это было вызванно легким утренним природным флиртом, когда с неба вроде посыпался дождь, и мой настрой на выезд в этот день упал ниже некуда. И все же тем не менее к обеду стало ясно, что дождь блефовал, и я решился довериться судьбе и небу.


За Дальнем все так же заканчивался асфальт, и легкая завеса от поднятой машинами пыли, гостепримно приняла меня в свои объятия. Я кисло воспринял подобное радушие, жизнерадостное скрипение пыли на зубах, видимо не мой конек. Километров под восемь нужно было пострадать. Именно на этом участке после села располагались дачи, к которым вечно стремили свой бег замучанные бетонными джунглями горожане. Ко всему прочему, как вы понимаете, дорога слегка тянулась вверх в начинавшиеся предгорья. Но я ведь знал, что потом начнется оно самое, родное, большое, зеленое и пахучее! В общем Счастье.


Разминулись с рейсовым автобусом, проехал единственный в этом районе магазинчик и показался последний мост, который был естественной границей между дачами и Природой. "Где то здесь наши держали оборону против японцев в 1905 году, которые наступали со стороны Дальнего" унеслась мысль в далекое прошлое. 
За покосившимся мостом горная тайга резко встала грудью, заговорила голосом многочисленных птиц, запахом местной буйной растительности, даже как будто бы голова закружилась и стало легко легко на душе. Ну по ней мне все это, живое и настоящее. Где от тебя зависит почти все, где никто не предаст, где не услышишь заспинного шепота сплетен, где все открыто и честно.


Пошли приятные трудовые километры в гору. На поляне по ходу слева, конечно же на машинах, веселилась группа парней и девушек. Их маленький злюка пинчер смело выскочил на дорогу, чтобы окричать меня. Хозяева, как обычно, деловито бросились вынимать его у меня из под колес. Вообще тема собак как в этом велопутешествии, так и вообще - это отдельная история, я бы даже сказал тема хозяев собак, но вот в этом походе, меня одна такая история поразила. Это было так мимолетно, так просто, но в то же время поразительно. Ничего такого казалось бы...но интонация, искренность сожаления. Не передать, но это все тоже позже, по ходу рассказа. 

"А где то здесь наши пробивали оборону японцев в 1945 году со стороны Холмска" мелькнула мысль в недалекое прошлое. И как подтверждение справа из чащи показался небольшой обелиск, установленный в недавнем прошлом, силами неравнодушных ребят. Государству, от чего то все это неинтересно, а бои ведь были жестокими, трое суток наши взламывали ключ к обороне острова. 


Не сказать что я расстроился так уж сильно, даже испытал  некоторое облегчение от того, что заднее колесо вдруг испустило дух. Как то подумалось - "значит дальше все будет хорошо", что весьма и весьма спорно, исходя из моего же велосипедного опыта. Ведь доехав до Хабаровска, а это под тысячу км. я не прокололся ни разу, но можно поехать в Березняки, что всего то 25 км, и испытать прелесть ознакомления с тюбиком клея три раза, причем так и не доехав до этих Березняков. И все же, прокол в "кредит" в этот раз не подвел, больше подобных неприятностей не случалось, чего и вам желаю. Кстати, пользуясь случаем, хотел бы высказать претензию магазину "Снаряга", где была куплена велоаптечка - тюбики с клеем одно название, еле еле на раз выдавил эту субстанцию, хорошо что у меня с собой есть запасной. Плохо это, подведете так народ, попадется вот так кто-нибудь в глуши, без связи...


По дороге, вверх прогудела машина, вскоре за ней потянулся и я. Поклейка-замена много времени не отнимает, между делом я еще успел костерчик развести и чаю закипятить. За два года, которые пробежали с тех пор, как я был здесь в последний раз, состояние дороги не ухудшилось, в одном месте, где дорогу перебежал овражик, даже подрезали его обрывчики с тем, чтобы можно было проехать через него, а не по речке, как это делалось уже десятки лет. 


Все шло по плану. Слегка донимали комары, я, вяло отмахиваясь от них, дивился местным распадкам, круто уходящим в бездну. Какой все же контраст между горными хребтами, стоящими друг против друга через Сусунайскую долину. Один сложен крепкими сланцами, второй какими-то супесчаниками, размываемыми на раз.

Как же японцы помучались знатно, пробивая железную дорогу в 20-е годы, но ведь добились своего, а наши даже готовенькое не смогли сберечь, странно все это. Направо ушел самодельный поворот на соединение с бывшей железной дорогой, в этом месте шоссейка почти смыкается с чугункой, как раз в точке станции "Перевал". Еще недавно на ней оставалось станционное здание, домики ВОХРА, охранявшего тоннель, который пробивал главный водораздел и выпрыгивал уже на той стороне хребта. Теперь же все разрушено, рельсы выдраны с корнем, полотно расползается и размывается, и только монолитные тоннели кажутся незыблимыми. До нашего же перевала еще предстоит дойти. Петля за петлей, дорога карабкается в горы. 


Вспоминается, как 3 июня четыре года назад в этом месте я залез в снег, который еще лежал на дороге. Отступать было уже поздно и я пробивался через заснеженную дорогу в жаркий летний день к перевалу. Хорошо хоть в августе уже снега сошли, и в этот раз дело продвигается значительно успешней. Со скорбью в сердце замечаю, что последний километровый столб на этой трассе - "23" - исчез. Такой раритет был, напоминающий о былом величии этой дороги. "А клоповки то нет" - по пути следования замечаю я, окидывая взглядом кусты клоповки. "Ого, откуда здесь морщинистый шиповник?" - малость удивляюсь, замечая два куста его с краю дороги - "Он ведь житель морских побережий". Мысли скакали в неопределенном порядке, что видели, то и пели, периодически пытаясь выстроиться в определенный порядок: "Где же заночевать? А точно пробьюсь через Яблочный перевал, не придется поворачивать? Ну почему же нет клоповки, из нее такой чай ароматный, вкусный." "Попробовал бы он быть не вкусным из ягоды ценой в 30 долларов за килограмм" - заворчало другое полушарие. Ага, самая дорогая ягода на Сахалине, дороже каких-то там персиков и заморских манго. Много тысяч лет назад, в 70-е годы, наши местные "ботаны" из клоповки забодяжили напиток "Горный Воздух". Ха, японцы когда до него добрались, решили убиться, но купить патент на его производство, такой вот вкусовой палитры оказался напиточек то. Правда с тех пор он исчез и с наших прилавков, видимо вместе с патентом и клоповка стала уходить в страну Восходящего Солнца. С той поры эта ягода только дорожает, и на сегодняшний день стоит до 900 рублей за литр, или 30 долларов килограмм. Так что обладатель плантации сего фрукта, вполне себе миллионер. 


Наконец-то единственный источник на этой трассе, пить хочется, воды то с собой не стал брать. От него уже и Перевал рядом, дорога стала немного поположе, виды пооткрытей. И как то неожиданно вот и перевал. По неволе сравниваю его с Чеховским перевалом. Не солидный этот какой то. Огромная лужа на месте торжественной точки означающей конец мучению и началу приятной покатости, вот и все, да еще и комары активизировались, так и жалят со всех сторон не давая насладиться моментом взятия столь редко посещаемого мной перевала.

Поехали. Только начал стремительный полет и тут же по тормозам, ба, черника блестит наверху склона. Как же не отметиться разведпоиском? Но только одно огорчение и три ягодки. Год какой-то вялый на ягоду.
Первый километр с перевала был крут на уклон, тормоза безжалостно вжимались до хрипа. В попытке потянуть приятные моменты нахождения вдали от цивилизации, в этих еще девственных местах, останавливаюсь раз, другой. Ведь если я пропущу вот этот вид на вон  те занесенные елью склоны, то словно песок между пальцев уйдет какой то маленький, но важный смысл жизни. Над пропастью повисли две "сопли". Древний способ защиты на поворотах для неосторожных водителей. Вон аж где была граница дороги, широкая была ж. 


Беззаботно катясь вниз, не забываю смотреть во все стороны. Тайга, глушь - какая прекрасная компания! По ближайшим склонам, смущая взгляд краснеют ягоды дерена канадского, а душа (которая желудок) так надеется, что это пламенеет клоповка, и не удерживаясь в очередной раз останавливаюсь, чтобы вновь горько убедиться в своем заблуждении. Но чу! Маленький пяточок знакомых листьев подарил ворох надежд, при полном отстуствии ягод. Ну ничего, "мы пскопские", мы терпеливые.


Тихо. Вкусный воздух. Неспешная разноголосица уверенных в безмятежности птиц. Все это я ощущал, как только в очередной раз останавливался насладиться местной Вселенной. Да еще и первая клоповка попалась в силки. Еще чуть  ниже мне удалось обнаружить уже более весомый пятачок, с него я и набрал необходимое количество для вечернего чая, по пути неудержавшись и от поедания горсти этой  притягательной ягоды с очень своеобразным вкусом и запахом. Это, по моему единственная ягода, которую порой находят по запаху. 


Дорога уменьшала своей уклон, так что приходилось порой пришпоривать своего коня, слегка навалившись на педали. "Ааа, помню это место, здесь в июне я перелезал с велосипедом через сошедшую снежную лавину". Тронутая летним теплом груда снега многометровой стеной перегородила тогда дорогу, уже надвигались сумерки, но отступать то уже было некуда. Полез..
В жизни каждой горной дороги наступает момент, когда она впервые пересекается с рекой. Казалось бы, они как настоящие муж и жена, которые большую часть жизни проживают в спокойных, взвешенных отношениях, все мирно и достойно течет, отношения не выходят из берегов, но однажды ударит дождь, и тогда все кипит и пенится. Тогда либо ждать на берегу пока все успокоится, или рисковать окунаясь в эту страсть грозящую сбить тебя с ног и растереть по камням. Ну в этот раз эта парочка мирно почивала, а в тот памятный июнь, когда таяли снега, все было гораздо романтичней, мокрей, холодней и опасней. Задержка на бродах в этот раз была вызвана не уровнем воды и ее кипучей энергией, а манией исследования. Есть кто живой в реке, или уже всю живность перебили? Ура, ура, ура! В одной ямке я обнаружил до десятка симы (такой вид лосося, внешне похож на горбушу, но только в красных полосках), как она бедолага прорвалась? Даже не верится. 


Броды замелькали один за другим, но я уже не стал на них задерживаться, время поджимало, мысли о ночевке все плотней садились в голове. "Может здесь? Красивое место, а вон дальше еще приятней". Между делом поглядывал на дорогу в тех местах, где влажная земля давала возможность фиксировать следы всего и вся, кто проходил здесь. Я смотрел, нет ли следов похожих на собачьи, только раз в пять больше. Обычно медведи любят выходить на дорогу, чтобы проделать часть своего пути, спеша куда-либо по срочным делам. Звери тоже не фанаты продираться через чащобу там, где можно этого избежать. Ни одного следа не зафиксировал. "Ниже ушли, где рыбы больше" - наивно понадеялся я. Вот здесь можно было бы подробней поговорить о медведях, наших с ними личных взаимоотношениях, и вообще о том, как люди реагируют на медведей и что о них думают. Много мифов, лишних страхов с одной стороны и странной фривольности с другой. Так вышло, что у меня довольно богатый опыт "общения" с мишками, но подробно как нибудь в другой раз. Только быстренько коснемся того, что произойдет сейчас, непосредственно в этом путешествии и все, свернем тему о медведях до лучших времен. 


До первой деревеньки Ожидаево, оставалось около километра пути. Неспешное мое передвижение проходило мимо лесного болотца, что протянулось справа всего метров на пятьдесят, вот на него то я внимания не обращал, все оно было поглощено видами слева, на суровые елки и пихты. И здесь события стали разворачиваться стремительно, так же быстро закончившись. В глубине болотца, метрах эдак в 30 от меня послышалась секундная возня вдруг взорвавшаяся фонтанами брызг, шлепанием по воде чего-то грандиозного, треском кустарника и несчастных деревьев, попавшими под горячую лапу какого-то мастодонта. "Михася" - глубоко философски прикинул я и стал нащупывать фальшфейер. При этом я остановился, пристально вглядываясь в сторону фонтанов. Из-за плотной завесы растительности увидеть много не удавалось. Нечто большое, неопределенного цвета неслось к ельнику. Ну и все, на этом триллер закончился. Ну каждый может примерить мою шкуру и прикинуть, чтобы он почувствовал. Было тревожно, медведь зверь хоть и трусливый, но иногда от страха может выкинуть нечто неадекватное, вредное для вашего здоровья. Но обошлось и в этот раз. 


Подряд пошли сохранившиеся чудом мосты. Под одним из них я провел часть драгоценного времени, чтобы понять, кому принадлежит сей объект: японцам или уже наши строили? По всем признакам выходило, что наши - советские уже.
Перед самым Ожидаево железная дорога соединилась с полевой. С самого города они не встречались до этого момента, выбрав для выхода из гор разные пути и теперь километров десять они будут дружно идти рука об руку, чтобы вскоре опять жить в разлуке до самого Холмска. 
Показался первый дом, у самой реки, затем второй, третий..Стояли они в лесу и больше были похожи на дачи, чем на дома сельских тружеников, но вот проехав следующий мост, деревья раздвинулись, дав место уже настоящей деревне. Заброшенная водонапорная башня давала понять, что когда-то, при генсекретаре-горохе это была процветающая сельская местность, нынче же завалившиеся останки домов тут и там, портили всю статистику "Единой России". 


Срочно на ночевку, ставить лагерь в темноте - лишняя морока. Быстро скатываюсь к реке, чтобы набрать воды в бутылки, у самой реки жить не хочу, уж больно комары там живут особенные, террористичные. Выкатываюсь за деревню и сразу же за мостом вижу отворот налево. Что ж, уходим туда, искать счастья. Возвышенная площадка огороженная от дороги забором кустарника показалась мне в самый раз для первой ночевки. 


Скажу вам друзья, что одиночке трудней не только по жизни, но и в походе. Так что к окончанию лагерных работ у меня аж спина заболела. Но наконец-то в дымящемся костре булькает вода, естественно в рамках котелка, и можно подвести итоги. По спидометру проехавши мы 50 км, а значит завтра у нас все шансы жарить шкуру на пляже, конечно если пропустит Яблочный перевал. Вот уж загадочный перевал. В литературе и сети о его проникабельности немного информации, будем пробовать его сами на зуб. 
Засыпая я думал как спокойно было бы жить в этом медвежьем углу. Да и город недалеко, правда при наличии проходимой машины. Ночь прошла. Я доел вчерашнюю гречку, подогрел вчерашний клоповничий чай (непревзойденный вкус), скатал палатку со спальником, сгреб мелочь и выступил в поход. Было уже достаточно поздно, одиннадцатый час, да я и не торопился, ведь впереди вечность.


Тем временем на еще непроснувшееся до конца тело обрушилась напасть в виде подъема в горку. Эту неприятность мы переживем в пешем порядке, зато после подъемчика, как водится, с приятным посвистом в ушах вниз, который довел до поселка Чистоводное и большого дачного массива, откуда неслась бодрая музыка, а по дороге с большей частотой засновали машины. А еще я не буду выдывать военную тайну, которая там огнездилась. 


Последний перевальчик перед стратегическим перекрестком - Пятиречьем. С него хорошо видны дальние горы, с которых мне пришлось сойти, и долина, восхитившая меня своей умиротворенностью и испугавшая трусливым медведем.

Но отчего же так злюще воняет? Делаю еще несколько десятков шагов и мне открываеся картина из будущего...горы мусора как ни в чем ни бывало возлежат прямо на перевале, нагло выползая на дорогу заставляя машины обруливать его. Это не очень укладывается в голове, но местные жители устроили здесь обычную свалку. По видимому холмские власти не знают, что у них есть в ведении этот участок территории. Или как обычно, по бумагам вывоз мусора осуществляется, а по жизни у кого то прибавилось недвижимости в странах НАТО (Владимир Ильич Ефремов, главный рулевой Обл.Думы, например имеет квартирку в одной из стран НАТО, а то еще подумаете, что я врун и негодяй клевещущий) и не только.


Легкий вираж спуска со скоростью под 50 км в час, пролетаю мимо загорающего на экскаваторе солдата, который только что загрузил породой камаз в импровизированном карьерчике, и влетаю в Пятиречье - "О, это же на этом подъеме у меня ногу свело тогда" - вспоминаю я эпизод гонки с нашими отмороженными спортсменами-велосипедистами, что случился несколько лет назад. К чему это я? А к тому, что меня поласкала сама мысль о том, что сейчас не нужно мне никуда спешить до судорог: приятно это, особенно когда есть с чем сравнить. 
Пятиречье весьма говорящее название, само за себя. Я уже пускался в пространные объяснения, сколько дорог и куда из него исходят. Вот такой вот транспортный узел всех дорог. А в остальном это обычный поселок. С характерным запущенным видом, как везде на Сахалине, который отличает лишь наличие некоторого количества асфальтированных дорог, по одной из которых я и направляюсь, свернув направо у магазина. Как уже и было сказано выше, это начато-незавершенный проект из СССР. И что интересно, сохранился он почти идеально. Асфальт в очень приличном состоянии, несмотря на то, что прошло уже 30 лет с момента его укладки. И я действительно поверил здесь и сейчас, в то, что американцы были весьма озадачены прекрасным состоянием асфальтовых дорог в Кабуле, которые делали советские специалисты. Даже проб наковыряли, чтобы разобраться, что за фигню такую туда советы добавляли.


Ныне по этой трассе проносятся лишь редкие автомобили на немногочисленные дачи, молочную ферму, лесопилку и секретную базу энергетиков. А через речки перекинулись широплечие мосты, по которым в ряд легко проехало бы четыре машины, хватило бы, по нынешнему мотопотоку и одной, что и демонстрируют своей шириной рядом стоящие, параллельные мосты, еще японской постройки.
Несмотря на то, что в теории я забирался в перевал, ехать было легко, порой казалось, что наоборот, мчусь на всех парусах вниз по горочке, скорость легко достигала 30 км в час. Вот что значит асфальт. Не мог не остановиться у старой автобусной остановки. Еще живы старики, которые были свидетелями автобусного сообщения между Пятиречьем и Яблочным. Да и местный поэтический опус на коробочке остановки не оставил равнодушным к судьбам, судя по сему стиху тяжелым, местной женской общины.


Асфальт продлился киломеров шесть, дальше побежала весьма качественная грунтовка. Так как машин было катастрофически мало, проблема пыли так и не встала во весь свой необъятный рост. Окружные сопочки радовали темными, разлапистыми елями с пихтами, впрочем их стабильно попиливали местные лесорубы, чтобы тут же стащить к ужасным пилорамам для перепиления. Странно, на юге особых запасов промышленного леса уже не осталось, выпиливают оставшиеся пятна совместно с лесными браконьерами, бедные речки, несчастная полудохлая рыба. 


Стал включать ГПС навигатор, чтобы понять, насколько близко-далек перевал. По всему выходило, что уже совсем рядом, километра три. Справа осталась та самая лесопилка, еще чуть-чуть и дорога резко изменив характер стала узкой, разухабистой и с явным намерением залезть вправо, на крутые сопки. Да еще и самодельный знак пугал своими кривыми буквами - "Валка леса, проезд запрещен, опасно". Вот до этого то момента в прошлом году мы и доезжали на машине, понятное дело что пришлось развернуться, так и оставив эту тайну перевала на растерзание потомкам. Во всяком случае так думалось тогда, что потомкам. Не тут то было, мы сами с усами. 
Уверенность в своих силах это чудесно, как килограмм ирисок, но где же путь к перевалу? Был еще маленький "усик" слабочахоточной дорожки что уходила на запад, может она? Уж больно хиловата...но выбора нет, заползаю по склону с велосипедом в руках. Судя по всему ездят по ней лишь на корейскую пасху и китайский новый год, естественно проходимые механические игрушки, в следствии чего дорога имела малоприглядный вид и со всех сторон осаждалась сазой курильской по научному, или бамбуком по простому. Растение это очень агрессивное, мгновенно занимает пустоши, распространяя свои корни-щупальца так, что потом их даже атомной бомбой уже не выдрать. 


Не прошел я и нескольких сотен метров, как оказался на Перевале. Итого от Пятиречья до искомого оказалось 16 км. Горы здесь невысокие, поэтому и перевал не оглушил перепадом, кровь не полилась из ушей, дыхание было ровным, кислородного голодания не наступило. Ну если не выдрючиваться, а проще, то я скажу так - с восточной стороны Яблочный перевал почти отсутствует, а вот что будет с западной, мы еще посмотрим. 
С перевала, знамо дело, дорога побежала вниз. Для горного велосипеда дорога была идеальной, главное не забыть вилку отпустить для свободного хода и не запамятовать где находятся рычаги тормозов. Вот к сожалению море так и не открылось взору, хотя было уже близко, по прямой каких то 11 км, до Яблочного немногим дальше, дорога по косой уходила чуть к северу, тем удлиняя путь до шезлонга. Зато в качестве компенсации был предоставлен вид местной главенствующей холмской вершины Бернизет (571 метр), мы к ней еще вернемся. 


Уже через триста метров спуска, дорога была загнана в угол. Крутой распадок расширяя свои владения прижал дорогу уже к самому склону, и я не смог отказать себе в удовольствии остановится у края обрыва и попытаться через фотографию передать весь трагизм положения. Дальше тоже все соответствовало заброшенности. Размывы, поваленные деревья, камни упавшие со склонов. Одним словом работы тормозам хватало до раскаленности. Периодически я останавливался, чтобы сделать фотосвидетельства буйства стихии, но, посмотрев после всего фотографии я убедился, что мало что вышло из этой задумки. Не видно, не понятно. Какая то трава, мало понятные канавы, а в реальной жизни это мощные рвы уходящие в никуда. Затем на какое то время дорога стала более однородной, позволяющей довольно резво ехать при этом беспечно оглядывать окрестности, ну или то, что иногда прорывалось на секунду из-за спин плотных деревьев. Стал замечать, что порывы ветра приносили то легкую прохладу, то душный воздух. По выезду из дома было тепло, но не жарко. И на скорости ветер казался приятно прохладным, до этой точки, теперь же западное побережье давало о себе знать. Это побережье субтропики нашей области, здесь более теплолюбивая растительности, здесь гораздо позже наступают заморозки, и раньше же и заканчиваются. Нет, я не буду голословным, ударим географией по ушам сомневающихся! 


Сахалин, между прочим, имеет три климатические зоны, которые еще и подразделяются на районы, так вот Холмск, Чехов относят к самой крутой зоне и району. III-1 - Зона под влиянием теплого Цусимского течения. Самая теплая в пределах острова зима. Наиболее теплое лето. Всем ясно? Ну ясно не ясно, вот вам еще цифры. 
Я не буду углубляться вплоть до окончания листопада у черной смородины...хотя вот вам. Холмск и Невельск позже 10 ноября. Оха до 10 октября. Южно-Сахалинск до 30 октября. Кстати, этот листопад в сугубо научной сфере означает реальный конец осени. Разница на лицо. Однако, рассмотрим самые понятные темы для тех кто уже в тоске от цифр. Это Продолжительность Безморозного Периода и Сумма Температур (выше +10).
Безморозный период в Холмске свыше 160 дней, в Южно-Сахалинске свыше 120 дней. А есть еще Ноглики, где всего 100 дней.
Сумма температур что нам говорит? 
В Холмске 1800 градусов, в Южном где то 1500, в Охе 1200. 
Вот теперь понятно, почему я встретил огромные банты диких виноградников именно на западной стороне перевала. Мне, жителю промозглой Сусунайской долины это было в диковинку. Так еще и грозди пока зеленого винограда висели, просто климатологический шок мне в печень. 


А тем временем в норке у выхухоли...дорога закончила свой ярковыраженный горный вояж и принялась за вялотекущую борьбу за выход к морю, к которой был вынужден подключиться и ваш скромный. Все бы ничего, но редкостелющиеся по мощам данной трассы моторные агрегаты так изнохратили эти мощи, что они превратились в прах, в нашем случае в грязь, рытвины и жижу. Но если задаться целью разбавить страдания, то можно отметить появившуюся близость речки, в которую иногда можно было окунать сочившееся потом и салом лицо, с целью обеспечить некоторое облегчение, хотя бы на пару минут. Когда внимательней посмотрел на карту и открыл для себя, что фамилия речки Целебная, нырять стал чаще, чем черт не шутит?


Существенную помощь в деле уничтожения дороги внесла рейнутрия. Я когда смотрел спутниковые карты данной местности, то сильно удивлялся, как может дорога, согласно снимкам, просто исчезнуть. Вот только что есть, и вот ее уже нет. Может песками занесло, как в Сахаре? Вроде не Сахара, и не Каракумы. Так где тогда дорога? А вот и ответ на загадку. Ах да, и еще, рейнутрия по нашему по мещанскому это гречиха сахалинская, но вернемся к сути вопроса. Так вот, эта гречиха-рейнутрия, достигает здесь поистине колоссальных размеров (для тех кто не местный - это трава, под 3 метра высотой, на материке так расти отказывается наотрез), и вырастая на всю катушку, замыкает дорогу как бы в кокон, едешь как в тоннеле. Гречиха, образуя крышу над дорогой, не дает ей и шанса чтобы просохнуть, будь даже великая сушь все лето.  Как мог, передал это через фотоснимки. Оцените по шестибалльной системе. 


После, уютно устроившись у камина, я оглядывал эту часть пути с высоты мелкомасштабной карты, и не верил масштабу и линейке, что там всего то километров 6 "грязного" пути. Может дело в том, что эти версты пришлось больше на себе велосипед тащить, чем наоборот? Через все эти накуроченные квадроциклами горки, ямки сочащиеся смачной грязной жижей. Но вот все чаще и чаще стали попадаться сухие участки, вырывающиеся из полузаболоченной тайги. В радостях остановился у ручья попить воды, ба, да здесь и мишки балуются. По этому же ручью следы ушли наверх. 


Дорога вытянулась в струну, прямую и звонкую, но чище стала лишь чуть. Было видно, что когда-то это было приличного вида шоссе, сегодня весьма сузившиеся, обрюзгшее и покоробленное. А слева, в зарослях мелькнул полуразложившийся домик, по фрагментарному виду дачный. А через пять минут я услышал музыку из динамиков! Причем вещало какое-то радио. Я догадался, что это те, кто все еще не бросил свою дачу, но неужели там, в каких то 300 метрах уже закончатся муки мои брождения по грязи? Действительно, дача функционировала. Женщина склонилась над цветами, мужчина бродил по двору, где стоял небольшой грузовичок, но дорога все так же изобиловала лужами по всей площади, было даже удивительно, как грузовичок пролез? Но следы свидетельствовали, что не по воздуху. 


Однако однако всему приходит конец, и даже плохому. Через полкилометра трасса, отметившись верстовым столбом номер "4" избавилась от своих недостатков. Сделала она это сразу после моста, который вполне может претендовать на оригинальность. Не знаю куда делось его первородное покрытие, но замена оказалась весьма неприхотливой и уж точно надолго. Впрочем, фото лучше всяких объяснений. 
Быстро быстро едем по наипрекраснейшей грунтовке, отдыхая и разглядывая что же есть у нас в округе. Совсем близко, чуть справа по курсу, стала видна г.Бернезет. В отличии от круглоголовых собратьев, его формы вполне были аппетитными, вот фото не сделал, уж извините. Но чуть позже мы еще поговорим и о нем. Перед Бернезетом, правей, маячила скромная сопочка, но ее название откинуло меня на сто лет назад, в юбилей. Первая Мировая, начало эры авиации, сопка в глухой сахалинской тайге...как порой невзаимосвязанное взаимосвязано, просто мертвая петля какая то. Гора Нестерова, помнится что этот летчик совершил и первый боевой таран в истории авиации. 
А в целом вокруг была сельскохозяйственная местность. Кукурузные поля, картофельные, коровки на лугах. Соответственно и местная деревня, простите, поселок, называется Совхозное. По поводу наименования рода поселения меня здесь на место то поставили. Только я заехал в деревне-поселок, идет такая себе барышня, ну вся из себя. "Привет" - говорю, "а как деревня то называется ваша". Вскинутые в недоумении и возмущении одновременно прекрасные голубые глазки "Деревня?! Это не деревня, это поселок" - прям пощечиной прозвучал ее ответ. "Простите" - каюсь я. "А называется то как?". "Я не знаю, я здесь не живу, я к бабушке приехала". "И ты не знаешь где живет твоя бабушка?" - печально вздыхая спрашиваю я. В ответ грандиозное молчание. А на мой следующий вопрос "Ты наверное просто еще маленькая? В школу уже ходишь?" - получил испепеляющий взгляд и нервное тискание бутылочки воды, которую она держала в руках. Я не стал больше терзать местное население и поехал к горизонту.


Совхозное протянулось вдоль двух дорог, таких длинных, что порядковые номера домов дадут фору и приличному городу. Зеленая 55, крайний дом с той околицы, с которой я и заехал. Не задерживаясь мчусь по пустынной улице мечтая о ласке морских волн. Уже на выходе задержался у магазинчика приветливо распахнувшего дверь из-за которой был виден продавец смотревшая передачу по ТВ предостерегающая от сомнительных романтических связей в период летних отпусков. Я наследил на чистом полу и купил 0.5 холодной газированной воды с мороженым. На время поедания мороженого я шел в поводу и размышлял. Из внутреннего болота меня вытащил осторожный голос на видавшем виде велосипеде. Мужчина корейской внешности поинтересовался, откуда я такой грязный? "Ого, и с Пятиречья можно проехать? А медведей не боишься?". Вскоре он оторвался по своим делам в сторону Яблочного, до которого уже оставалось каких-то 500 метров. Залез на свою лошадку и я. И открылась морская ширь. Вдоль моря идет основная трасса, по которой, если к северу, и нужно ехать в Чехов, Томари, т.е туда, куда я и навострил лыжи. Тем не менее, я игнорируя этот удобный и быстрый путь, поехал к морю, до которого было то метров 100 или 200. Вдоль реки Яблочная (Целебная впадает в нее буквально за 300 метров до вхождения Яблочной в море) я прокрался на море, предварительно умыв лицо себе и велосипеду в речке. 
О боги, я на море! Несчастные отдыхающие в Крыму и Сочи, завидуйте! А я не шучу. Черное море оно как бы не совсем море, полуморе. В Черном море каких-то несчастных 14-18 промилей (я уже просто заткнулся про Азовское, где каких-то 11 промилей, а Балтийское с его 4-5 вообще не море), а в Японском и Охотском как и полагается для любого порядочного моря 34-36 промилей. Именно это количество промилей и делает море морем. Поэтому, если в килограмме воды в которой вы барахтаетесь, нет 27 граммов поваренной соли, 3.8 граммов хлористого магния (из-за магния то морская вода горького вкуса), 1,7 граммов серно-кислого магния, 1,3 граммов серно-кислого калия и кальция (1 грамм) и 0,00001 граммов золота вас обманули, вам подсунули фальшивку, подделку, фейк в конце концов. Требуйте компенсации. 
Немногочисленные посетители пляжей тут и там шлепались в волны, всем своим видом излучая полное умиротворение и райскую негу. Стоило лишь посмотреть на них, чтобы без замера температуры воды понять, градус что нужно! Мы с железным другом не стали торопиться и решили пройтись вдоль побережья, прежде чем предоставить распаренное тело настоящему морю с качественным промильным рядом.


Километра через полтора, обойдя слабовыраженный мысок, нам открылась любопытная картинка, которую вы можете лицезреть посредством фотокартинки. Вот у нас такие пятиэтажки (138 серии), полмикрорайона занимают, а здесь прям на берегу моря, завидки взяли меня, они проклятущие. "Да лаааадно, зато у них ветер постоянно, сильный и..и...и злой". Зависть штука иррациональная и глупая, потому что ветер был приятный и теплый, эдакий легкий бризик с моря, несущий запах упоения жизнью. Не знаю, чем он так заряжается на море, что жить хочется долго, даже со сварливой девушкой. Чего то наговорил, это в голове от чистого морского воздуха помутилось. 
Как вы видите, данное скопление многоэтажек выстроилось как раз в бухте, такой располагающей к отдыху и купанию, что и подтверждалось сборищем охочих до солнца и пляжа граждан. Я решил присоединиться к местному уважаемому сообществу. По местным меркам, как мы опять же можем лицезреть, пляж просто ломится от обилия людей. 


В нетерпеливом ознобе освобождаюсь от того, что с трудом можно назвать одеждой, футболки и шорт, и бегу в море, потом вспоминаю, возвращаюсь и также скидываю носки. 
Вода просто нежность. Не знаю сколько в пересчете на градусы, но сидеть в ней можно было вечно. Я пошнырял туда сюда на спине, животе, по песчаному дну. Чистота воды выше всяких претензий. Наши воды славятся прозрачностью. Ее принято измерять так называемым диском Секки. Это такая круглая штука - 10 см в диаметре, белого цвета. Чем глубже его видно, тем прозрачней, такая вот простая арифметика. Не буду притворяться что я лгун, поэтому скажу правду, мы все же не на первом месте. Его занимает  район Саргассового моря в Атлантике, там через 60 метровую толщу воды все еще видно белое поблескивание Секки, наши воды здесь немного дали маху, метров на десять. Но! Это тоже один из лучших, заметьте, лучших результатов в мире, в чем я сейчас и убеждаюсь заплыв где-то на 4-х метровую глубину и разглядывая переливающиеся песчанные барханчики на дне.

Два раза я заходил на заплыв, но время клонилось к вечеру, нужно было отойти подальше от людей. А еще я решил окончательно, что не буду объезжать по дороге мыс Гротто-Слепиковского (назван в честь русского офицера командира партизанского отряда, погибшего вместе со всем отрядом у нас на Сахалине во время русско-японской войны в 1905 году), а пройду его пешком, когда еще будет такая возможность? Этот мыс описывает большую, плавную полудугу больше похожую на широкий язык. Он плавно вылезает в море образуя просто один широченный, а главное длиннющий пляж километров эдак в двадцать. Трасса, стремясь по наиболее короткой, обрубает язык у его основания, а значит тряска по дороге означает неслабое удаление от моря, да и в добавок дорожка то не асфальт, а значит вместо соленого, целебного воздуха, придется хватать легкими едкую пыль.


Голому собраться, только подпоясаться. Бодрым шагом мы двинулись уже в пеший поход.

В маленьком море, маленькие люди. 
Солнце клонилось к морскому горизонту, яркая дорожка уходила вслед за солнцем на запад. Настроение было высокого качества, ведь море, тепло, насекомых сдухло, а тут еще и песок достаточно плотный, чтобы пусть и не быстро, но ехать. До самого маяка так участками и было, то рыхлый, то еду, а это километров под 12, правда в тот день я маяк так и не увидел. А пока суть да дело я был в начальной стадии обхода языка. Пока еще рядом пылила дорога, гудела "железка".  Далеко впереди показался маяк, очень далеко...Стал подумывать о ночевке, хотелось еще успеть покупаться, насладиться солнцем.
"Извините" - обратилась ко мне женщина, шедшая в составе группы по пляжу со стороны маяка, "Вы из Холмска?" Завязалась беседа. Тогда я первый раз и услышал, что на Бернизет оказывается популярный маршрут, и я твердо порешал, что еще в этом году буду не буду, но на нем обязательно буду! Еще было любопытно узнать, что холмчане оказываются прогуливаются от маяка до города, предварительно с утра на поезде высадившись в том квадрате. Трудно не позавидовать людям у моря, особенно когда лето, да удачливое такое, с теплом и солнцем (а на Сахалине летом не всегда случается лето, бывает эдакая размазанная осень по лету). 

Продолжив путь я лелеял еще мечту искупаться в море при свете солнца, а то ночью страшно. "Закругляемся" - подумалось мне, когда я перешел ручей обещающий дать воды на ужин. 

Огромный пляж был в мое распоряжение. Я раскидал вещи и бросился в море, где со всей страстью, уже второй раз за день, отдался купанию. "Зачем ставить палатку"? - размышлял я, подпрыгивая на одной ноге, зажимая при этом ухо, чтобы позволить вытечь воде из другого, - "ведь и так тепло". Но я не подумал про комаров. Так то я про них всегда думаю, это непроходящая любовь, но у моря...

А вечером ветер стих, типа набираясь сил для следующего дня, а из ближайшей травы вывалилась братва и потребовала своей доли, кровной доли. Я не сдавался в своей лени. Пересек пляж и утвердился уже почти в воде. "Хм" - хмыкнула братия, помялась для приличия на пороге и ринулась вгрызаться в мои кожные покровы. Поскуливая от их подлости я проклял свою лень и поставил палатку, потом аккуратно из нее выполз, разжег костер, распугал дымом комаров и наконец-то поел. Все, этот день закончился. Под невидимыми мне звездами, которых заслонял тент палатки, я сладко отдался сну, чтобы встретить следующий день. 

Клубы туманных облаков неслись низко прижимаясь к земле обещая скорый душ, который я не заказывал. Быстро собравшись я ринулся вперед намереваясь до дождя пройти как можно больше, чтобы потом сидеть в палатке и слушать его дробный хохот. 

Большей частью пешком, совсем иногда на велосипеде я приближал маяк. Поражал мусор, облепивший берег у этого сооружения. Здесь отметились и братья японцы и братья из Южной Кореи и Китая. Бутылки, упаковки с бесконечными иероглифами по всему берегу..Бывало находили и съедобное, в запечатанном виде. А тем временем легкая морось начала концерт. 

Грандиозный все же здесь пляж...но грязный и забитый. Люди почему то уничтожать больше привыкли, чем создавать, или хотя бы сохранять. 

Дождь прервал мои мысли и пошел уже не скрывая своих намерений замочить меня прямо на месте. Да все я знаю про тебя, брат дождь, и ты не такой страшный и грозный, ты милый, пусть и мокрый. Прошел маяк, прямо перед ним образовалась просто невыносимо большая куча мусора.

Зайдя за угол, практически уткнулся в речку, перед который и растянул палатку. 

Времени было немногим за обед и я не знал, честно говоря чем заняться особенно, кроме всего не было у меня газовой горелки, не взял, как это часто бывает из-за экономии веса, теперь придется немного за это расплатиться, разводить костер на берегу моря намного сложней, чем в лесу во время дождя.

Категория: летние | Добавил: sakh10 (07.10.2014)
Просмотров: 436 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Метель
Походы
Сезон 2012
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz